21 августа 2007
4285

Нарезка по-справедливому. Новые избирательные правила помогут малонаселенным регионам защитить свои права

Незадолго до официального старта избирательной кампании в Госдуму ЦИК утвердил схему равномерной "нарезки" территории России для того, чтобы партии смогли создавать на получившихся частях региональные партийные группы. О причинах, по которым понадобилось делить страну на части, рассказал "РГ" член Центральной избирательной комиссии Валерий Крюков.

Российская газета: Какой был смысл "нарезать" территорию России на огромное количество частей, в каждой из которых партиям теперь придется выставить отдельный список кандидатов в депутаты? Не проще ли было дать возможность партиям сформировать по одному федеральному списку, общему для всех регионов?

Валерий Крюков: Появление такой территориальной "нарезки" в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - нормальная практика для страны, где выборы в нижнюю палату парламента проводятся по партийной системе при отсутствии депутатов-одномандатников. При помощи подобной "нарезки" в новой Государственной Думе будут представлены интересы не только федерального центра, но и регионов. Проиллюстрирую этот тезис при помощи не слишком хитрых математических вычислений. Итак, допустим, что в парламентских выборах в декабре 2007 года примут участие 15 политических партий. На выборы при этом придут около 60 миллионов избирателей - я отталкиваюсь от данных о количестве проголосовавших на прошлых думских выборах. Известно, что часть партий не сможет преодолеть семипроцентный барьер. Предположим, что партии, преодолевшие семипроцентный барьер, в целом "соберут" 50 миллионов голосов избирателей. А вот теперь давайте подсчитаем, каков получается "вес" одного депутата, - "взвешивать" будем не в граммах, а в количестве голосов избирателей. В Государственной Думе 450 мест. Вот и делим 50 миллионов на 450. Обычно получается, что один депутатский мандат "весит" приблизительно 100 - 110 тысяч голосов. Как распределить депутатские мандаты между регионами? А вот для этого и существует наша "нарезка", чтобы прикрепить будущих депутатов к конкретным территориям. Предположим, что в Москве партия под названием "N" собрала 500 тысяч голосов, а на Камчатке - 100 тысяч голосов. Вот и получается, что от столицы в Государственной Думе будет работать пять депутатов данной партии, а от Камчатки - один.

РГ: А как можно такую неоднородную по количеству населения страну, как Россия, поделить на одинаковые части?

Крюков: Делая "нарезку", мы как раз отталкивались от количественного фактора. На момент проведения выборов на территории России будет насчитываться 85 субъектов Федерации. Среди них есть малочисленные и плотно заселенные. Так вот, во время предвыборной "нарезки" страны мы взяли за отсчет цифру 1,3 млн. избирателей. То есть, если в каком-либо субъекте Федерации зарегистрировано более 1,3 млн. избирателей, то этот субъект делится на части - и в каждой такой части допущенная к выборам партия сможет выставить отдельный региональный список кандидатов в депутаты Государственной Думы. При этом минимальная численность избирателей в такой территориальной части не должна быть меньше 650 тысяч человек. Так что в одном крупном регионе может быть несколько таких частей. У нас в стране есть 26 крупных регионов, где численность избирателей превышает 1,3 млн. человек. Они оказались разделены в общей сложности на 94 части, в каждой из которых партии смогут выставить свои региональные списки.

РГ: А как быть с регионами, где число избирателей меньше 1,3 млн. или меньше даже 650 тысяч человек? На выборах их будут автоматически присоединять к более крупным соседям? Некоторые национальные республики сочтут это за ущемление их прав.

Крюков: Регионам с небольшим количеством населения не стоит опасаться за свои права. У нас в стране насчитывается 59 субъектов Федерации, где количество зарегистрированных избирателей меньше 1,3 млн. человек. И каждый из этих регионов в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" представляет собой самостоятельную часть, в которой могут быть свои отдельные партийные списки. Возьмем для примера Ненецкий АО: там всего чуть более 29 тысяч избирателей. Но во время выборов на его территории каждая партия получит право представить свой отдельный список кандидатов в депутаты. Всего же в соответствии с новыми правилами "нарезки" наша страна, говоря образно, была "поделена" на 153 части.

РГ: Но ведь наверняка не все партии сумеют сформировать списки кандидатов во всех этих 153 частях. В первую очередь это касается оппозиционных организаций. Это может стать поводом для их отстранения от участия в выборах?

Крюков: Нет. В Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" оговорено, что для участия в выборах партия должна выставить списки не менее чем в 80 таких частях, но в каждом из субъектов Российской Федерации.

РГ: А как будет выглядеть такой региональный список партии? Сколько в нем будет кандидатов "чисто региональных", а сколько федеральных?

Крюков: Представьте себе избирательный бюллетень. Он поделен на части, и у каждой партии своя часть. Если в выборах примут участие 15 партий, то в бюллетене будет 15 наименований этих партий. Внутри каждой из них содержатся имена кандидатов от данной партии, эмблема партии и пустой квадратик для отметки избирателя. Так вот, список кандидатов каждой партии может быть разделен как бы на две части: общефедеральную и собственно региональную. В общефедеральной части могут быть указаны имена не более трех кандидатов. Скорее всего, это будут лидеры партии или известные всей стране люди, пожелавшие баллотироваться от этой организации. В региональной части списка также можно указать имена не более трех кандидатов. Кстати, если в списке отсутствуют и общефедеральная часть, и соответствующая региональная группа, то в этом случае рядом с названием партии в бюллетене будет стоять только эмблема. Но, скорее всего, большинство бюллетеней будет содержать по шесть имен - по три от общефедеральной части, по три от региональной части федерального списка. Так что избирателю разобраться в кандидатах от партий, внесенных в бюллетень, будет делом несложным.


"Российская газета" - Федеральный выпуск No4445 от 21 августа 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован