Эксклюзив
11 апреля 2012
7943

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: ... Крупнейшие отечественные и зарубежные компании стараются предпринимать различные действия по борьбе с изменением климата...

Действия ТНК и проблема изменения климата

В глобальной борьбе за снижение выбросов углерода
нашей целью должен стать переход автокомпаний
на возобновляемые виды топлива[1].

Р. Брэнсон, глава корпорации Virgin Gruop

... в современном мире господство постепенно переходит
к глобальной, транснациональной элите, стоящей во главе ТНК[2].

А. Кочетков, профессор


Некоторые исследователи считают, что "Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре - до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн долл. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн человек.

При этом, как справедливо замечает о сути ТНК М. Делягин, "Весьма существенно, что теневые взаимодействия (да еще и трансграничные) по самой своей природе не регулируются формальным правом. Поэтому трансграничные теневые структуры, испытанные временем, с одной стороны, носят семейный характер (ибо отсутствие писаного закона требует компенсации исключительно высоким уровнем доверия), а с другой стороны - в наиболее значимых для себя аспектах действуют принципиально без учета законодательства. Это не только роднит их с организованными преступными группировками, но и, более того, почти пред определяет тесное сотрудничество с ними.

Формой существования описанных финансовых трансграничных теневых структур на всем протяжении их истории было взламывание заскорузлых административных и политических границ, препятствующих свободному развитию хозяйственной деятельности (в первую очередь их собственной). Таким образом, извлекая в силу своего трансграничного характера максимальную прибыль именно из наличия указанных границ, эти структуры на протяжении всей своей истории последовательно шли к подрыву основы своего собственного существования. По сути, на всем протяжении своей истории они представляли собой инструменты интеграции человечества - столь же объективные, что и рыночные отношения, чьим проявлением в теневой сфере они являются"[3].

Таким образом, в современном мире господство постепенно переходит к глобальной, транснациональной элите, стоящей во главе ТНК. Сосредоточена она преимущественно на Западе, но ее представители есть и в других странах, в том числе и в третьем мире. С этой точки зрения мы можем говорить о взаимоотношениях России и Америки только условно. Есть отношения правящих элит этих стран, но в каждой из них действуют влиятельные силы, играющие против собственных правителей на глобальном поле.

Вместе с тем руководители крупных ТНК, такие, например, как Р. Брэнсон, прекрасно понимают, что игнорировать проблему климата им не удается, и они решительно включились в работу. Как признает Р. Брэнсон, "Это произошло не вдруг. Более пяти лет назад мы взяли на себя обязательство сделать бизнес экологичным, так что мы поддерживали контакт с начинающими инновационными компаниями в этой области и следили за их разработками. Примерно в то же время Virgin Atlantic дала зарок к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 30% на каждый километр. И тогда же мы пообещали найти возобновляемые источники для производства топлива для наших самолетов.

За прошедшие пять лет группа Virgin, наш фонд Green Fund и я лично вложили средства во множество подобных проектов, включая завод по производству этилового спирта в США, и в компании - пионеры на рынке биотоплива Gevo и Solazyme. Разработка экологичного авиатоплива - это длительный и сложный процесс, требуется преодолеть множество препятствий. Сначала необходимо найти исходное сырье, чтобы на его основе создать высокоэффективное топливо, затем провести испытания и получить разрешение на использование его в авиации.

Временами случаются прорывы. Так, в начале этого месяца мы объявили о самом значительном в моей жизни достижении в этой области. Вместе с новозеландской компанией LanzaTech мы разрабатываем низкоуглеродное авиатопливо, которое поможет вдвое сократить вредные выбросы Virgin Atlantic. Проще говоря, мы открыли перерабатывающую компанию, которая превращает дым из труб в авиатопливо"[4].

В мире происходит снижение реальной роли публичных политиков в принятии решений, которые теперь вырабатываются специализированными экспертными структурами и осуществляются под давлением глобальных факторов. Происходит виртуализация политики, при которой политический процесс воспринимается обществом как телевизионная картинка. При этом деловые качества политика отходят на задний план в сравнении с имиджевыми чертами характера, вызывающими доверие. Символические функции политики расходятся с реальным процессом принятия решений.

Политическая борьба в начале XXI в. все больше носит глобальный характер и определяется двумя основными группировками мировой элиты - социал-либеральной и неоконсервативной. Так, в странах Европы и Северной Америки представители правящей политической элиты принадлежат к одной из этих "глобальных партий". У них имеются две разные стратегии, два ответа на проблему исчерпания ресурсов. Социал-либеральная стратегия предполагает стабилизацию роста, смягчение социальных конфликтов, снижение социального расслоения, что дает определенную экономию ресурсов. Неоконсерваторы стремятся к усилению национально-государственной субъектности, социал-либералы при прочих равных условиях предпочитают "прозрачность" государственных границ и государственных структур для управления извне, из транснациональных центров. Неоконсерваторы склонны разрушать низовые социальные нерыночные отношения и укреплять бюрократическую машину национального государства. Социал-либералы предпочитают укреплять глобальные вненациональные структуры управления, но и более терпимы к остаткам социального государства"[5].

Крупнейшие отечественные и зарубежные компании стараются предпринимать различные действия по борьбе с изменением климата. Для того, чтобы снизить негативное влияние экономической деятельности на климат планеты эти компании могут повышать энергоэффективность, увеличивать долю возобновляемых источников энергии и способствовать политике их приоритетного развития, переходить на более "чистые" виды топлива, включая "безуглеродные", не инвестировать в разработку и сжигание угля, не говоря уже о решении широкого спектра конкретных экологических проблем.

Следует особо подчеркнуть роль возникших у ТНК структур "паблик рилейшнз" (PR) для влияния на политику, общество и экономику. Как отмечает Маслов М.А., "... что власть в XXI веке будет, на наш взгляд, в первую очередь оцениваться силой и широтой распространения технологий отношения с общественностью, технологий социального контроля, то есть технологий "паблик рилейшнз", управляющих культурой влияния на человека. А это, естественно, будет показывать и роль интеллекта, востребованного властью. Отношения власти и интеллектуальной, творческой элиты становятся самостоятельной сферой, регулирование которой находится также в русле специальных технологий "паблик рилейшнз", которые, в свою очередь, являются основой публичной политики государства, корпорации в той или иной области жизнедеятельности.

Существует более 470 определений, данных "ПР" различными специалистами в области общественных связей. Автор ` исследования придерживается определения "паблик рилейшнз", данного Английским институтом общественных отношений: ПР - это "планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью".

При этом общепризнанной периодизации истории развития связей с общественностью пока не существует. Нам же представляется уместным привести здесь схему эволюции связей с общественностью, предложенную одним из величайших практиков ПР - основателем агентства "Берсон - Марстеллер" ("Burson-Marsteller"), американцем Харольдом Берсоном, который предложил разделить всю историю корпоративных связей с общественностью на три этапа, обозначив каждый этап одним коротким вопросом, имевшим наибольшую актуальность в данный период времени.

Первый этап - от начала нашего столетия и вплоть до конца 50-х - начала 60-х годов, Берсон охарактеризовал вопросом: "Как сказать?" По его мнению, в это время, в первую очередь, ощущалась нужда и желание донести до общественности посредством пресс-релиза некое решение или действие руководителя компании. Соответственно, ключевая проблема заключалась в том, чтобы облечь слова в правильную форму.

С развитием ПР, в начале 60-х годов в практике работы специалистов по связям с общественностью наступили серьезные перемены - начался второй этап развития профессии. Новый вопрос: "Что сказать?", отразил наметившееся желание представителей бизнеса перейти от элементов пропаганды в своей работе к двустороннему общению с потребителем, клиентом, вступить с ним в диалог.

С середины 80-х годов, связи с общественностью занимают достойное место на самом верху иерархической пирамиды бизнеса и становятся неотъемлемой частью процесса принятия решений.

Специалисты по ПР входят в советы директоров большинства крупных компаний и получают возможность оказывать прямое воздействие на формирование их политики. Даже сами "паблик рилейшнз" все чаще обозначаются как "управление репутацией". Новым вопросом на повестке дня становится, по мнению Берсона, классическое: "Что делать?"[6]

Я бы хотела рассмотреть действия ТНК по борьбе с изменением климата на примере "British Petroleum"/"Бритиш Петролеум", одной из крупнейших нефтяных компаний мира и ведущих глобальных ТНК, которая ведет активный бизнес и в нашей стране, являясь совладельцем совместной российско-британской компании "ТНК-ВР". В основе данного раздела информация, наблюдения и выводы, сделанные мной в ходе научно-исследовательской практики в московском представительстве "British Petroleum".

Парадокс заключается в том, что углеродная энергетика, символом которой являются компании, подобные "British Petroleum", остается элементом индустриальной эпохи в условиях новой постиндустриальной цивилизации, формирующейся на базе наиболее развитых стран мира, население которых предъявляет все большие требования к качеству жизни. Среди подобных требований - не только максимальная предсказуемость мирового политического процесса, стабильность мировой финансовой системы, но и возможно более точный прогноз глобальных и региональных климатических изменений, их социальных последствий, общее снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Остроту проблемы вновь высветила экологическая катастрофа, вызванная взрывом одной из платформ "British Petroleum" в Мексиканском заливе.

Тем не менее, "ВР получила общественное признание как первая крупная нефтяная компания, заявившая о необходимости принятия превентивных мер для решения проблемы изменения климата. За последнее время ВР сфокусировала свое внимание на связанных с этой проблемой возможностях развития бизнеса, в частности, на повышении энергоэффективности своей производственной деятельности, сокращении выбросов парниковых газов и развитии энергетических проектов с низким уровнем выбросов углекислого газа. ВР активно выступает за разработку строгого законодательства и развитие международного сотрудничества для противодействия изменению климата"[7].

Позиция компании в области противодействия изменению климата заключается в шести основных пунктах:

1) ВР признает, что потепление Климатической системы - это неоспоримый факт, и существует большая вероятность того, что оно вызвано деятельностью человека. Во избежание опасных последствий изменения климата рост температуры должен быть ограничен двумя-тремя градусами выше уровня в доиндустриальный период.

2) Проблема изменения климата - глобальная проблема. Для ее решения необходимо сотрудничество всех стран, всех отраслей экономики, всех слоев общества.

3) Перед правительствами стран стоит задача - принимать трудные решения, чтобы найти баланс между необходимостью борьбы с изменением климата и обеспечением энергетической безопасности. Необходимые перемены могут быть достигнуты только путем правительственных решений, направленных на сокращение выбросов и стимулирование низкоуглеродных технологий.

4) Ключевая роль отводится энергоэффективности. Серьезное сокращение потребления энергоресурсов и вредных выбросов может быть достигнуто за счет технических новшеств, изменения поведения и правильной политики. Часто этого можно добиться без существенных затрат.

5) Проблема изменения климата требует инновационного подхода. По некоторым существующим технологиям, например, улавливания и захоронения CO2, нам предстоит совершить быстрый переход от экспериментальной стадии к этапу полномасштабного внедрения.

6) В 2002 г. компания ВР заявила, что любой прирост выбросов парниковых газов в результате ее операционной деятельности к 2012 г. будет меньше сокращения от выбросов от низкоуглеродных продуктов. Данные 2001 г. были приняты как исходные[8].

В компании пришли к выводу, что увязка производственной деятельности с работой в сфере производства энергии с низким уровнем выбросов уже не приносит пользу для сокращения выбросов на уровне отдельного предприятия. В ВР приняли решение управлять выбросами парниковых газов в рамках общей системы управления и мониторинга, от каждого производства требуется проведение оценки количества выбросов, а также внедрение наиболее передовых технологий. ВР улучшили свой метод учета стоимости углерода в процессе оптимизации инженерного проектирования. ВР отслеживает показатель своих производственных выбросов в сравнении с данными других процессов. Также ВР инвестирует значительные средства в технологии альтернативной энергии.

ВР принимает меры по борьбе с изменения климата по пяти основным направлениям:

- эффективная производственная деятельность. ВР продолжает начатые уже более 10 лет назад усилия по управлению производственными выбросами парниковых газов. ВР использует для этого "умную" автоматику, которая уменьшает утечки и улучшает процесс закачивания скважин с целью сократить сжигание газа.

- ВР старается сотрудничать с производителями автомобилей и оборудования для повышения общей эффективности использования топлива и смазочных материалов. ВР создало топливо "Ultimate". Оно продается уже в 18 странах, в том числе в России. В Германии ВР продает мазут с низким содержанием серы.

- ВР уделяет много внимания проектам альтернативой энергии и энергии с низким уровнем выбросов. С 2005 года ВР инвестировала свыше 2,9 млрд долларов в низкоулеродные энергопроекты. К 2015 году ВР обязалось направить на эти цели 8 млрд долларов.

- ВР участвует в дебатах о политике в сфере изменения климата. ВР поддерживает принятие политического решения об установлении цены на углерод.

- ВР старается оказывать финансовую поддержку и принимать участие в исследованиях развития отрасли в будущем, как в сфере технологий, так и в сфере политике.

ВР является основателем Института энергетических технологий, ежегодно этому учреждению выделяется до 5 млн фунтов стерлингов[9].

Таким образом, опыт "ТНК-ВР" важен с точки зрения формирования модели трансфера в Россию наиболее передовых "зеленых" технологий в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в контексте модернизации российской технологической базы и экономики в целом. Представляется, что активная поддержка Россией инициатив наиболее развитых стран мира по снижению выбросов парниковых газов во многом представляет собой предложение о существенном технологическом и инвестиционном участии в подобных совместных проектах, в том числе в области энергоэффективности.

Рядом крупных российских компаний были также приняты собственные корпоративные программы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов. Такие программы реализуются в ОАО "Газпром" и крупнейших российских нефтяных, угольных и промышленных компаниях, некоторые из которых также входят в число ведущих в мире в своих отраслях. Причем, ОАО "Газпром" во многом является уникальной компанией и на глобальном уровне с учетом доли углеводородных ресурсов, которые он контролирует.

Так, например:

В ОАО "Газпром" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на предприятиях компании, создан реестр выбросов, реализуется план технических мероприятий по сокращению объемов выбросов парниковых газов на период 2008-2012 гг.[10]

В нефтяной компании "Лукойл" приняты корпоративная концепция и комплексный план планирования производственной деятельности компании на основе положений Киотского протокола, разработаны стандарты компании по системе управления выбросами парниковых газов, проведена инвентаризация выбросов парниковых газов по всем предприятиям компании за 1990-2006 гг.[11]

В компании "Норильский никель" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов в Заполярном филиале Компании за 1990-2005 гг., разработан автоматизированный комплекс "Информационно-аналитическая система инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов" и выполнена прогнозная оценка выбросов до 2015 г.[12]

В реструктурированной в 2008 г. компании РАО "ЕЭС России" выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов за 1990-2004 гг. в 77 региональных энергокомпаниях, создана система мониторинга выбросов парниковых газов, включая систему учета и отчетности[13].

В ОАО "Русал" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на одном из предприятий компании, планируется ее выполнить на всех предприятиях, принадлежащих компании[14].

В ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов, разработана программа для автоматизированного расчета выбросов. Кроме того, следует отметить высокие экологические стандарты и требования Архангельского ЦБК. В частности, на предприятии принята специальная климатическая стратегия, включающая в себя добровольные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов на период до 2012 г., выполнение которых тщательно отслеживается[15].

В 2007 г. ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" заявил о своей поддержке глобальной инициативы Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, которая предусматривает сокращение потребления топлива в гражданской авиации к 2020 г. на 25%, а к 2050 г. - достижение нулевого уровня выбросов углекислого газа.

В рамках специальной программы "Аэрофлот" уже усовершенствовал систему экологического управления и производственного экологического контроля. Система призвана следить за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и лимитов на размещение отходов, а также выполнением требований природоохранного законодательства.

За последние годы объем вредных выбросов самолетов "Аэрофлота" в атмосферу снижен за счет модернизации и перехода на современную технику. Этому же способствует действующая программа экономии топлива, в рамках которой в 2006 г. удельный расход авиакеросина уменьшен на 3 грамма/ткм, а часовой расход топлива уменьшен на 46 тонн в час[16].

Таким образом, крупнейшие отечественные и зарубежные компании, понимают свою долю ответственности в контексте проблемы климатических изменений, несмотря на то, что зачастую являются основой той самой углеродной экономики, которая считается сторонниками теории "парникового эффекта" виновницей ускорения глобального потепления. Даже с учетом подобного парадокса любые усилия бизнеса по снижению нагрузки на окружающую среду и инвестиции в технологическую модернизацию следует приветствовать.

В то же время представляется, что ведущие компании мирового ТЭК не заинтересованы в очень быстром переходе к низкоуглеродной энергетике, поскольку являются основными выгодоприобретателями от торговли углеводородами. Тоже, кстати, можно сказать и об отечественном нефтегазовом секторе.

С другой стороны, на сегодняшний день ведущие мировые ТНК, в том числе в области ТЭК, по всей видимости, начали подготовку к постуглеродной, прежде всего, постнефтяной эре, рассчитывая стать обладателями основных ноу-хау, связанных с энергетическими технологиями будущего. Однако, проследить подобный процесс достаточно сложно, так как зачастую он идет опосредованно без лишней огласки.


_____________

[1] Брэнсон Р. Рывок к возобновляемым источниками энергии // Независимая газета. 2011. 25 октября. С. 2.

[2] Кочетков А.П. Власть элиты в глобальном информационном обществе // Политические исследования. 2011. N 5. С. 13.

[3] Делягин М. Непубличный аспект кризиса демократии // Свободная мысль. 2011. 27 октября.

[4] Брэнсон Р. Рывок к возобновляемым источниками энергии // Независимая газета. 2011. 25 октября. С. 2.

[5] Кочетков А.П. Власть элиты в глобальном информационном обществе // Политические исследования. 2011. N 5. С. 13.

[6] Маслов М.А. Публичная политика крупных корпораций США в сфере экологии. Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2002. С. 61-62.

[7] Обзор устойчивого развития ВР, 2008. С. 2.

[8] Там же. C. 8.

[9] Там же. С. 15.

[10] См. подробнее: Газпром. Экологический отчет 2006. М. 2006. С. 52.

[11] См. подробнее: "Лукойл" подвел итоги работы по реализации корпоративной концепции планирования производственной деятельности на основе Киотского протокола/Пресс-релиз, 30.03.2009 [Электронный ресурс] http://www.lukoil.ru/ press.asp?div_id=1&id=1874

[12] м. подробнее: Годовой отчет 2008 / Глава 9. Природоохранная деятельность [Электронный ресурс] http://www.nornik.ru/_upload/year2008/Chapter_9.pdf

[13] Михаил Роганков: "РАО ЕЭС может сократить выбросы парниковых газов на 20 млн тонн" // газета "Энергия России" [Электронный ресурс] http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/180-2005/show.cgi?rogan.htm

[14] Роль бизнеса в предотвращении климатических изменений / РУСАЛ. Материалы круглого стола. Красноярск, 29 октября 2007 г. [Электронный ресурс] http://www.rusal.ru/business_role.aspx

[15] Сообщения пресс-службы / Официальный сайт ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" [Электронный ресурс] http://www.appm.ru/ press/2004/181.shtml

[16] Аэрофлот поддерживает глобальную экологическую инициативу (ИАТА) / Официальный сайт ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" [Электронный ресурс] http://www.aeroflot.ru/press/default.aspx?ob_no=428&d_no=6969


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

11.04.2012

www.nasled.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован